АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ


 

КАССИЙ ДИОН (Cassius Dio Cocceianus) (ок. 155 – ок. 235), полностью Кассий Дион Коккеян, римский историк. Как и его дед, ученый и софист Дион Хрисостом, Кассий Дион был грекоязычным уроженцем Вифинского царства в Малой Азии. Родился он в Никее (совр. Изник на северо-западе Турции). Наиболее известное произведение Диона – Римская история в 80 книгах.

Карьера и опыт Диона явились хорошей подготовкой для написания истории. В правление Коммода он стал членом римского сената, при императоре Пертинаксе – претором (194), дважды был консулом. Дион приобрел также большой административный опыт в провинциях Римской империи, будучи наместником в Африке, Далмации и Паннонии, что, разумеется, весьма пригодилось ему в работе. Дион сообщает, что он изучил практически все письменные источники, относящиеся к периоду, охваченному его Историей, и произвел тщательный отбор материала, стараясь излагать его, насколько позволяли факты, как можно изящнее. Его труд охватывает период от основания Рима (традиционная дата 753 до н.э.) до 229 н.э. От Истории Диона сохранилось около трети. Кроме того, мы имеем извлечения и эпитомы утраченных книг, составленные другими авторами. Следуя традиционной римской историографии, Дион группировал события Истории по годам, однако нередко он прослеживает события сразу на протяжении нескольких лет. По стилю Дион напоминает Фукидида. Кроме Истории, плода 22-летнего труда, Дион написал утраченные ныне жизнеописание Арриана, своего коллеги-историка, и сочинение о снах и знамениях в царствование Септимия Севера.

До нас дошли книги 3654 (с 68 по 10 до н. э.) полностью, книги 5560 (9 до н. э. — 46 н. э.) в сокращении, книги 17, 79—80 частично. Остальное содержание известно по сокращениям и извлечениям, составленным византийскими историками [Ксифилином (11 в.), Иоанном Зонарой (12 в.) и др.].


 

ПОНТИЙ ПИЛАТ, пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36. Относительно длительный срок его правления, по-видимому, должен свидетельствовать о его компетентности. Вместе с тем, по свидетельству Филона Александрийского (О посольстве к Гаю, De legatione ad Caium 38), правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным; он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдатам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой и изображениями и использовав средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Его правление закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды, которые, как уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей. В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим, и это – последнее, что мы знаем о нем из достоверных источников.

Пилат в суде над Иисусом и в осуждении последнего проявил себя как имперский чиновник, столкнувшийся с угрозой общественному спокойствию. Апологетические тенденции евангелий, подчеркивающих его нежелание выносить обвинительный приговор Иисусу, возможно, объясняются тем, что древние христиане хотели возложить ответственность за смерть Иисуса на евреев. Так, согласно Марку (15:1-15), Пилат просто соглашается с приговором синедриона и требованием народа, а Матфей (27:11-25) придерживается той же версии, прибавляя к ней эпизод с умыванием рук. В третьем и четвертом евангелиях (Лк 23:13-25; Ин 18:29; 19:16) Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, однако отступает под сильным давлением первосвященников и толпы.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому, он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Впоследствии считалось, что Пилат стал христианином, и в Коптской и Эфиопской церквах он причислен к лику святых. Его жена, Прокула, была канонизирована Греческой церковью.


 

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (10-е годы I в. до н.э. – 40-е I в. н.э.) – иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет (от греческого exegesis – выведение, истолкование). Принадлежал к одному из влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Летом 39 н.э. он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII 257–60); сам Филон пишет об этом в своем произведении О посольстве к Гаю. Согласно сообщению Иосифа, брат Филона был «самым богатым человеком в Александрии», а его племянник Тиберий Юлий Александр – прокуратором Иудеи в 46 н.э. (впоследствии, при Нероне, он стал префектом Египта).

Филон был хорошо образован, его произведения показывают знание платонической философии, стоицизма и пифагореизма, а также греческой литературы. Среди наиболее значимых для Филона текстов – диалоги Платона. В первую очередь, платоническое наследие явилось тем инструментом, с помощью которого он осуществил на греческом языке толкование иудейского Священного Писания.

Корпус сохранившихся сочинений Филона включает 50 наименований, среди которых философские трактаты (О вечности мира, О провидении, Имеют ли животные разум, О добродетелях и др.), историко-апологетические сочинения, в которых защищает иудаизм от современных ему критиков (Против Флакка, О посольстве к Гаю, Апология иудеев) и комментарии на Пятикнижие (О сотворении мира, Аллегории Законов, О снах, О херувимах, О рождении Авеля и др.). Комментарии составляют основную часть филоновского корпуса (41 сочинение).

Филон, воспитанный на эллинской культуре, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие, – здесь очевидна связь с платонизмом, однако главным источником для Филона прежде всего является библейское «Аз есмь сущий» («Исход» 3:14). Он строго различает сущность Бога и его существование, и развивает в связи с этим как негативную (апофатическую), так и положительную теологию: о том, что существует Бог-творец, всякий человек может заключить из созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество – Иегова Пятикнижия Моисея – абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого (или Монады). Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы – «Бог» и «Господь» – указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе – его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам. Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение – Логос-Слово, которое является «инструментом» творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно Логос-Слово творит духовный и материальный мир и человека, благодаря его активности идеи-логосы создают мир.

Человек создан по образу и подобию Божию, и это значит, что он разумен. Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона, как «уподобление Богу», и это «уподобление» означает «богопознание». Однако до конца познать Бога невозможно, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением.

Цель, достижимая человеком в этой жизни – стать мудрым. Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных (дарованных от Бога) благородных задатков («добродетель Исаака»), образование («добродетель Авраама») и упражнение-аскезу («добродетель Иакова»).

Воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов – Климента Александрийского и Оригена.

Сочинения: Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000. Против Флакка. О посольстве к Гаю //Библиотека Флавиана. Вып. 3. М., Еврейск. ун-т., 1994.

Мария Солопова

Книга I: «О посольстве к Гаю» - http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Filon/AV1.html


 

 

Сенека, Берлин

 

 

 

 

 

СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4-65) - древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Атала, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неоднократно подвергался преследованиям. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею "вселенского" града. Поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. Перед общественностью дискредитировал себя постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом. В итоге ушел со двора императора, отдал дарованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни призвал писцов и в страшных муках с неизменным красноречием "поведал много, что осталось тайной для потомков". По легенде встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н.э. была создана апокрифическая литература их переписки. Из философских сочинений до нас дошли "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях" и др. Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях ("Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон" и др.). Философия С. - это синтез стоицизма, платонизма, эпикуреизма и пифагореизма, своеобразный пантеизм, стремящийся в тенденции к монотеизму. По С., весь мир телесен. Все есть теплое дыхание, т.е. в конце концов огонь, который находится на небе в чистом виде, постепенно уплотняется, приближаясь к земле, застывает и окаменевает в ней. Душа человека, как и Бога, - телесна. Она есть эманация из высшего Огня. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах. Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум - Зевс или Юпитер. Подлинная жизнь души, по С., на небе. Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона. Философия для С. - не столько система теоретических взглядов, сколько учение о достижении нравственного идеала. Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. Первичной является добродетель, способствующая моральному прогрессу и восхождению души к Богу. Мудрость жизни - в освобождении души от аффектов и вожделений. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и гражданина мира. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. "Человек - предмет для другого человека священный". Страсти и пороки - антисоциальны. Благодеяние, по С., - это то, что более всего связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.

-НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ. Письмо LXXXIII

 


 

Амусин, Иосиф Давидович

Ио́сиф Дави́дович Аму́син (29 ноября 1910, Витебск–12 июня 1984, Ленинград) — советский историк, гебраист, кумрановед, папиролог, доктор исторических наук (1965; по совокупности работ).

В 1928 арестован и осужден за участие в молодежном сионистском кружке (реабилитирован в 1989). По возвращении из ссылки учился на историческом факультете Ленинградского университета (1934–1941). Повторно арестован в 1938; в заключении по 1939. Участник Второй мировой войны, награждён медалями. После 1945 преподавал в Ленинградском Педагогическом институте им. А.И. Герцена и в ЛГУ. В 1949 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Послание императора Клавдия к александрийцам (41 г. н. э.) как источник для социально-политической истории I в. н. э.». В период «борьбы с космополитизмом» потерял работу и был вынужден покинуть Ленинград; в 1950–1954 преподавал в Ульяновском педагогическом институте. По возвращении работал научным сотрудником в Ленинградском отделении Института Археологии и (с 1959) в Институте Востоковедения АН СССР. С конца 1950 гг. занимался кумранистикой («рукописи Мёртвого моря»), которой посвятил около 100 работ (основные: «Тексты Кумрана», Вып. 1. М., 1971; «Кумранская община». М., 1983).

 


 

Аппиан (Appianys) (ум. 70-е гг. 2 в.), историк Древнего Рима. По национальности грек. Род. в Александрии. Получив права римского гражданства, был приписан к всадническому сословию и занял место адвоката фиска в Риме, потом прокуратора фиска в Египте. Аппиан — автор написанной на греческом языке «Римской истории» (от основания города до начала 2 в.), главной идеей которой являлось стремление показать величие Римской державы, справедливость и целесообразность установления власти римлян над другими народами. Построено это сочинение по территориально-этническому принципу и состоит из 24 книг, посвященных в основном истории взаимоотношений Рима с отдельными народами. Книги «Римской истории» (дошли почти целиком кн. 6—9 и 11—17; утрачены полностью кн. 18—24, известны только их названия; от остальных книг сохранились фрагменты) посвящены: 1—3 (Царская, Италийская, Самнитская) — истории Италии, 4 — Галлии, 5—8 — войнам Рима с Карфагеном, 9—12 (Македонская, Эллинская, Сирийская, Митридатова) — завоеванию Греции и эллинистических государств Римом, 13—17 — гражданским войнам в Риме (в период от Гракхов до Цезаря), 18—21 — завоеванию Египта, 22 — истории империи от Августа до Траяна, 23—24 (Дакийская и Аравийская) — войнам Траяна. Труд Аппиана отличается реализмом, простотой стиля, фактологичностью. Вопрос об источниках Аппиана спорен. Преклонение перед мощью Римской державы и монархические тенденции Аппиана не помешали ему стремиться «... докопаться до материальной основы этих гражданских войн» и обратить внимание на роль рабов в политической и гражданской борьбе Рима.
И. В. Поздеева

Подробно об авторе на сайте - http://lib.rin.ru/doc/i/4921p1.html


 

 

Светоний. "Жизнеописания двенадцати царей". Гравированный титульный лист (Антверпен: К. Плантен, 1578)

 

 

 

 

 

СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ, ГАЙ (Suetonius Tranquillus, Gaius) (ок. 70 – ок. 140 н.э.), древнеримский писатель. Родился ок. 70 н.э. в семье легионного трибуна из всаднического сословия. Вырос в Риме. Учился в грамматической, а затем риторической школе. Написал сочинение О знаменитых людях (De viris illustribus) и стал членом литературного кружка Плиния Младшего. Отказался от военной карьеры. В правление Траяна (98–117 н.э.) по протекции Плиния был включен в состав двух жреческий коллегий. Пробовал свои силы в адвокатской деятельности. После смерти Плиния в 113 н.э. находился под покровительством преторианского префекта Септиция Клара. С приходом к власти императора Адриана в 117 н.э. был принят на службу в императорскую канцелярию по ученым делам; осуществлял надзор над публичными библиотеками. Затем стал советником императора по переписке (личным секретарем Адриана). В 122 н.э. смещен со своего поста «за неуважительное отношение» к императрице Сабине. После отставки полностью посвятил себя литературным занятиям. Умер ок. 140 н.э.

Главным произведением Светония является О жизни цезарей (De vita Caesarum), сборник жизнеописаний двенадцати римских императоров I в. н.э. от Юлия Цезаря до Домициана (многократно издавалось на русском языке). Под его пером историческая биография приобрела характер исторического исследования; был создан новый ее тип, основанный не на хронологическом, а предметном (тематическом) принципе изложения. Светониевская биографическая схема состоит из пяти рубрик: 1) жизнь императора до прихода к власти; 2) государственная деятельность; 3) частная жизнь; 4) внешний и внутренний облик; 5) смерть и погребение. Автора интересуют не мотивы поступков, а сами поступки и их результаты; текст ориентируется не на объяснение, а на оценку. Эту оценку он дает, исходя из некоей модели идеального императора. Ни один из персонажей не отвечает полностью ее критериям (наиболее близко к ней подходят Август и Тит); принижая их, писатель пытается подчеркнуть достоинства своего главного виртуального героя – Адриана, с которого он и списывает эту модель. Светоний отказывается от распространенного представления о неизменности человеческого характера: некоторые его персонажи (Август, Тиберий, Тит, Домициан) эволюционируют с течением времени и под влиянием обстоятельств. Он стремится к точности, ясности и краткости в ущерб изобразительности; фактологичность преобладает над риторичностью. Сконструированный им тип сжатой политической биографии по рубрикам лег в основу влиятельной римской литературной традиции (Марий Максим, авторы Истории августов, Аврелий Виктор), имевшей продолжение и в средние века (Эйнгард).

Творчество Светония носило подлинно энциклопедический характер. Во втором своем крупном произведении О знаменитых людях, включавшем пять разделов (О грамматиках и риторах, О поэтах, Об ораторах, Об историках и О философах) и дошедшем до нас только частично, он проявил себя уже как историк римской культуры. Другие сочинения Светония, от которых сохранились лишь небольшие фрагменты, – О детских играх у греков, О зрелищах и состязаниях у римлян, О годе у римлян, О книжных знаках, О «государстве» Цицерона, О видах одежды, О брани или ругательствах, О Риме и римских обычаях и нравах, О царях, Об общественных должностях, О знаменитых блудницах, О телесных недостатках, О разных предметах, а также энциклопедия Луг, – свидетельствуют о необычайной широте и разнообразии его интересов.

 

 

 

 

Титульная страница издания Justus Lipsius's 1598 г. собрания сочинений Тацита, находящегося в Общественной библиотеке в Эмполи, Италия.

 

 

 

 

 

 

ТАЦИТ, КОРНЕЛИЙ (Cornelius Tacitus) (ок. 55 – ок. 117 н.э.), один из величайших историков Древнего Рима. Родился, по-видимому, в южной Галлии, в знатной семье. Получил образование, обыкновенное для человека, намеревавшегося посвятить себя государственной службе. Неизвестно, какое личное имя, Публий или Гай, носил Тацит. Первое назначение он получил при Веспасиане. Впоследствии был квестором, претором (в 88, когда его ввели в комиссию чиновников, отвечавших за проведение Столетних игр в память основания города) и в 97 – консулом. Вероятно, управлял какой-то небольшой провинцией в 89–93, а в 112–113 занимал более ответственный пост проконсула провинции Азия. В пору зрелости Тацит считался одним из виднейших римских юристов.

В молодости Тацит склонялся к новомодной пышной риторике, но даже тогда делал это с определенными оговорками. Вероятно, в возрасте 26 лет написал произведение, именуемое теперь Диалогом об ораторах (Dialogus de oratoribus). Это цицероновский по форме драматизированный трактат, в котором несколько ведущих юристов эпохи Веспасиана обсуждают перемены в риторическом стиле и судебной процедуре, произошедшие со времен Цицерона.

Вскоре после создания Диалога, при Домициане, начался период цензуры и репрессий. Тацит уже был женат (с 78) на дочери Юлия Агриколы, который в течение семи лет управлял Британией, пока (в 83) не был отозван Домицианом. В 98, когда Нерва и Траян положили конец домициановским репрессиям, Тацит опубликовал биографию Агриколы. Тацит полагал, что Домициан несправедливо обошелся с его тестем, и эта уверенность в сочетании с возмущением в связи с подавлением свободы слова и действий сената вылились у Тацита в пламенное негодование в отношении императора и имперского строя. Жизнеописание Юлия Агриколы (De vita Iulii Agricolae) соответствует традиционному жанру хвалебной биографии, однако в привычные рамки непринужденно вплетено описание географии народов Британии и истории покорения острова римлянами. Эти эпизоды, очевидно, введены с тем, чтобы прославить не блиставшего на римском политическом горизонте Агриколу и для придания тексту колорита, но сегодня они превратились в бесценный источник сведений по ранней истории Британии.

В том же 98 Тацит опубликовал еще один небольшой трактат, О происхождении германцев и местоположении Германии (De origine, moribus ac situ Germanorum) – описание земель, народов и обычаев Германии. Хотя этот трактат не столь полон горечи и иронии, как Агрикола, он представляет значительный интерес не только благодаря содержащимся в нем ценным сведениям, но и как образец нового стиля Тацита.

В период с 98 по 116 Тацит занимался созданием двух своих основных произведений, Истории (Historiae) и Анналов (Annalium ab excessu divi Augusti). Первый труд охватывает события от смерти Нерона до воцарения Нервы, второй описывал эпоху от смерти Августа до смерти Нерона. Вместе они складывались в единую историю с 14 по 96 н.э. Годы молчания при Домициане Тацит использовал для собирания материалов. Три столетия спустя св. Иероним цитировал оба сочинения как единое произведение в 30 книгах. Из 14 книг Истории, которая появилась первой, уцелели лишь четыре первых и часть пятой. В них содержится яркое описание большой гражданской войны 68–69 н.э. и начало осады Иерусалима Титом. Из Анналов, предположительно состоявших из 16 книг, мы имеем почти полностью большую часть первых шести и в относительной сохранности – книги с 11 по 14. Книги содержат описание правления Тиберия, части правления Клавдия и большей части правления Нерона. Именно созданная Тацитом история 1 в. в значительной мере определила традиционные представления о первых римских императорах, в особенности о Тиберии и Нероне.

 

 

 

Реконструкция портрета Иосифа Флавия

 

 

 

 

 

ИОСИФ ФЛАВИЙ
    Иосиф Флавий, Iosephus Flavius, греч. Iosepos, Иерусалим, 37 г. н. э. — Рим, после 100 г. н. э., еврейский историк, писавший по-гречески. Происходил из почтенной семьи священников. В 64 г. принимал участие в посольстве в Рим в связи с делом об освобождении увезенных в Рим еврейских священнослужителей. Один из руководителей еврейского восстания в 67 г., возглавлял оборону крепости Иотарат. Взятый в плен римлянами, заслужил внимание Веспасиана, и, освобожденный последним, получил римское гражданство и имя Флавий. — Он оставил следующие произведения: Иудейская война (Peri tu Iudaiku polemu; лат.Bellum Iudaicum) в 7 книгах, Древняя история Израиля (часто цитируемая как Иудейские древности; греч. Iudaike Archailogia, лат. Antiquitates Iudaicae) в 20 книгах, Против Апиона (существует несколько греческих версий названия, лат. Contra Apionem) в 2 книгах, Автобиография (греч. Bios, лат. Viota). Содержанием Иудейской войны является восстание евреев против Рима, закончившееся взятием Иерусалима. Автор основывался на собственных заметках, официальных отчетах Тита и Веспасиана и на своих наблюдениях. Произведение было написано по-арамейски и переведено не греческий. Иудейские древности, созданные в 93-94 гг., охватывают период иудейской истории от сотворения мира до 66 г. н. э., то есть до начала восстания против Нерона. Первые 11 книг опираются на Библию и дополнены сведениями из устной традиции. При написании последующих книг И.Ф. пользовался сочинениями эллинистических историков. Сочинение Против Апиона называлось также О древности евреев (Peri tes ton Iudaion archaiotetos) и являлось апологией еврейского народа. Автор доказывает древнее происхождение культуры евреев, отвергает антисемитские упреки и выпады, представляет в идеализированном свете еврейское общество и законы Моисея. Автобиография И.Ф. — род авторской апологии, в которой он излагает свои взгляды и объясняет поступки, подчеркивая свою проримскую ориентацию. Произведения И.Ф. пользовались громкой популярностью среди христиан. Латинская переработка Иудейской войны сохранилась под именем Хигезиппа, ее читали на протяжении всего средневековья. Примерно в VI в. н. э. был выполнен сирийский перевод кн. VI, вошедший в канон священных книг сирийской Церкви. В VIII-IX вв. был создан перевод Хигезиппа на древнееврейский язык, а с него был выполнен и арабский, от которого, в свою очередь, происходит эфиопский.

Иосиф Флавий - Википедия >>


 

Секст Авре́лий Ви́ктор (лат. Sextus Aurelius Victor, IV век) — римский историк, уроженец Африки, автор «О происхождении римского народа» («De origine gentis Romanae») в 23 книгах, «О цезарях» («De caesaribus») и о «Знаменитых людях» («De viris illustribus»). Аврелию приписываются также «Эпитомы о цезарях» («Epitome de caesaribus»). При императоре Юлиане в 361 г. управлял Нижней Паннонией, в 392/393 г. был префектом Рима.

Исследователь А. И. Малеин отметил, что интерес Пушкина к столь основательно забытому в его время автору, как Аврелий Виктор, не тривиален («Аврелий Виктор был всегда известен только записным филологам и знакомство с ним Пушкина делает ему большую честь»). Как и писавший до него на тему «Пушкин и римские историки» М. М. Покровский, Малеин указывает, «что Пушкин читал Аврелия Виктора в связи с Тацитом». К этому мнению присоединились в дальнейшем Д. П. Якубович и И. Д. Амусин.