ПРИМЕЧАНИЯ Книга четвертая. 1. Сыновья Германика Друз и Тиберий. 2. См.: Тацит. Анналы, III, 29. 3. В 19 г. н.э., после завершения войны с кантабрами и астурами. 4. Речь идет о Юбе II, сыне царя Нумидии Юбы, побежденного Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. при Тапсе. 5. Т.е. там, где искони обитали латины, а также в древнейших колониях (в пределах Италии), выведенных римлянами. 6. См.: Тацит. Анналы, III. 29. Тацит, передавая слова Друза, сообщает и то, что Друз говорил ранее (в 20 г. н.э.), еще до вступления дочери Сеяна в брак с сыном Клавдия Друзом, умершим спустя несколько дней после свадьбы. 7. В 31 г. н.э., после смерти Сеяна. Начало книги VI, где должен был находиться рассказ об этом, утрачено. 8. Консулы обычно сидели на некотором возвышении, где были поставлены их курульные кресла. 9. Т.е. Нерона и Друза. 10. К роду Юлиев Друз принадлежал вследствие усыновления Юлием Цезарем Октавиана и Октавианом — Тиберия. 11. К роду Клавдиев Друз принадлежал по крови. 12. Германик вследствие усыновления Тиберием приходился Августе внуком; таким образом, Августа была бабкою и Агриппины. 13. На о. Самосе находился храм Гере; среди римских божеств Гере соответствовала Юнона (ср. прим. 70 к книге III "Анналов"). 14. Амфиктионы — религиозно-политические союзы племен и городов-государств в древней Греции, созданные для охраны общих святилищ и собранных в них сокровищ и организации межплеменных празднеств. 15. В 88 г. до н.э. 16. Речь идет, очевидно, об ателлане, первоначально бесхитростном народном фарсе, исполнявшемся на оскском языке актерами-импровизаторами по определенной схеме с определенными персонажами — масками (ср. с итальянской комедией дель арте). В дальнейшем ателлана, что означает ателльское представление (Ателла — город в области осков), утрачивает импровизационный характер и успешно разрабатывается на латинском языке римскими комедиографами легкого жанра, усложнявшими ее сюжетные ходы, насыщавшими ее злободневностью и при этом пренебрегавшими запретами официальной морали, что и приводило к осуждению ателланы со стороны блюстителей нравственности. 17. Родившихся в 19 г. н.э. (Тацит. Анналы, II, 84); речь идет о смерти Германика 18. Об осуждении Гая Силана см: Тацит. Анналы, III, 66—69. 19. Конфарреация — наиболее торжественно обставляемый и почитавшийся самым священным вид бракосочетания (существовало еще 2 других вида бракосочетания), к которому допускались только патриции. Обряд конфарреации совершался в присутствии великого понтифика, фламина Юпитера и 10 свидетелей, причем в жертву Юпитеру приносился хлеб из полбы (far — полба). 20. Т.е. юридически порывают связи со своими кровными родственниками, теряют права наследования и т.д. 21. Пребывание с оружием в общественных местах было у римлян категорически воспрещено. 22. Клятва перед голосованием приносилась в сенате в тех случаях, когда голосующие подтверждали ею свою убежденность в правильности принятого ими решения. 23. В этом предложении в рукописи есть слово calles (тропы, дороги), которое некоторые издатели (например, Ниппердей) предпочитают читать как Cales. Переводчик не усмотрел необходимости в подобной замене, тек более что рукописное чтение не препятствует удовлетворительному пониманию текста. 24. Т.е. Тарпейской скалой 25. Отцеубийцы подлежали следующей казни: засеченного до крови осужденного полагалось зашить в мешок вместе с собакой петухом, змеей и обезьяной, и этот мешок бросить в море. 26. См. прим. 18 к книге II "Анналов". 27. Т.е. после захвата полноты власти Августом и фактического превращения Римской республики в империю. 28. До нас дошли эпиграммы Катулла на Юлия Цезаря, но стихи Бибакула на Юлия Цезаря и Августа не сохранились. 29. Т.е. Август. 30. Эти идущие с древнейших времен празднества общин Лация ежегодно происходили на Альбанской горе в присутствии обоих консулов; для проведения Латинских празднеств назначался особый префект; на этот раз им был Друз. 31. Обращение Сальвиана к Друзу повлекло за собой кару, так как его поступок был сочтен нечестивым и поэтому чреватым опасными для Римского государства последствиями. 32. См. прим 71 к книге III "Анналов". 33. Мать — Антония, бабка — Августа. 34. Брата — Германика, отца — Друза Старшего. 35. Сослан на Балеарские острова, где и умер в 28 г. н.э. 36. См. прим. 34 к книге II "Анналов". 37. Согласно мифу, после смерти Геркулеса его сын Гилл и другие потомки были изгнаны из Тиринфа (в Арголиде), где вырос Геркулес, и Пелопоннеса. На протяжении двух столетий Гераклиды многократно, но тщетно пытались возвратиться туда. Наконец им удалось осуществить это намерение; при разделе завоеванных областей Эврисфен и Прокл получили во владение Лакедемон, Темен — Арголиду, Кресфонт — Мессанию; другим потомкам Геркулеса достались Коринф, Лидия и Македония. 38. Этот храм, по преданию, был основан Энеем (Вергилий. Энеида, V, 759), считавшимся родоначальником Юлиев, к роду которых благодаря усыновлению принадлежал и Тиберий. 39. Т.е. в 25 г. н.э. 40. В 10 г. до н.э. 41. Гнея Домиция, консула 32 г. до н.э.; к Октавиану он примкнул в 31 г. перед битвой при Акции. 42. Эта усыпальница находилась в Риме. 43. В 26 г. н.э. 44. В 21 г. н.э.; см.: Тацит. Анналы, III, 38 и 39. 45. Здесь в рукописи небольшой пропуск. 46. Т.е. во дворце Тиберия. 47. А именно с Митридатом Евпатором, Фарнаком и парфянами. 48. Имеются в виду лидяне и тирренцы (этруски). 49. Имеется в виду война римлян с Персеем (171—167 гг. до н.э.). 50. Именем римского бога Юпитера Тацит как всегда называет Зевса. 51. Речь идет о Союзнической войне (90—88 гг. до н.э.). 52. Старика — Тиберия, юноши — Нерона, сына Германика 53. Т.е. Юлия, дочь Друза Младшего. 54. В 27 г. н.э. 55. В 111 г. до н.э. и во 2 г. н.э. 56. По отцу Тиберий происходил из рода Клавдиев. 57. Этрусков римляне называли также тусками. 58. Фавоний — теплый западный ветер, начинавший дуть в начале февраля. Этот момент римляне считали началом весны 59. Речь идет об извержении Везувия в 79 г. н.э., сопровождавшемся гибелью Помпей, Геркуланума и Стабии. 60. 28 г. н.э. 61. 1 января считалось праздничным днем. 62. По мнению Тацита, Тиберий воздерживался от назначения главнокомандующего для войны с германцами, страшась наделить кого-нибудь слишком значительной властью. 63. Сравни эти жертвенники в честь милосердия и дружбы с жертвенниками Удочерения (Анналы, I, 14) и Мщения (Анналы, III. 18).
|