«Гемма Августа»

«Гемма Августа».

Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.

18 х 23 см.

Вена, Музей истории искусств.

 

На выполненной из оникса так называемой «Гемме Августа», датируемой I в. н. э., изображен триумф Тиберия в присутствии Августа и Ромы (персонификации Рима). Внизу римские легионеры воздвигают перед группой пленников столп с трофеями, добытыми у побежденных врагов. Тиберий (14—37 гг.) показал себя храбрым полководцем еще при Августе, который назначил его своим наследником.

«Гемма Августа» — это барельефная камея, сделанная из двухслойного арабского оникса. Один слой — белый, другой — синевато-коричневый. Её принято датировать 10-ми — 20-ми гг. н. э. и считается, что её создателем был либо Диоскурид, либо один из его учеников.

Общие сведения о гемме и её история

«Гемма Августа» — это барельефная камея, сделанная из двухслойного арабского оникса. Один слой — белый, другой — синевато-коричневый. Мастер старательно вырезал мельчайшие детали, добился яркого контраста между изображением и фоном и эффектно использовал игру теней. Благодаря своим размерам гемма смогла вместить довольно обширную композицию, а работа с ней в значительной степени упрощалась. Её размер — 7 ½ дюймов (19,05 см) в длину и 9 (22,86 см) в ширину, а средняя толщина — ½ дюйма (1,27 см).

Принято считать, что создателем этой геммы был либо Диоскурид, либо один из его учеников. Диоскурид был любимцем Цезаря Августа и его работы, равно как и их копии, высоко ценились в древности. Предполагается, что гемма была сделана в 10-е—20-е гг. н. э., впрочем, некоторые ученые, основываясь на своеобразной интерпретации изображений на гемме, настаивают на том, что на самом деле это случилось на несколько десятилетий позднее.

Если это работа Диоскурида или его последователей, гемма, вероятно, был сделана при дворе Цезаря Августа. Через некоторое время, ещё в античную эпоху, она попала в Византий, возможно, уже после того, как Константин официально перенес туда столицу Империи. Важно отметить, что Август, несмотря на то, что полностью принимал и способствовал распространению императорского культа за пределами Рима, особенно в провинциях, не допускал того, чтобы ему поклонялись как богу в самом Риме. Если эту гемму создали при его жизни (т. е. до 14 г. н. э.), её должны были передать какой-нибудь знатной семье, жившей либо в одной из римских провинций, либо в вассальном царстве. В противном случае, получается, что гемму выгравировали уже после смерти Августа, но тогда получится, что некоторых персонажей с этой геммы придётся идентифицировать по-другому. Есть и такое мнение, что на гемме действительно изображён Август, но сделана она была специально для близкого друга или родственника, возможно, даже жившего в Риме, но он в таком случае должен был быть единственным человеком, кто знал бы о ней.

Впоследствии гемму перевозили по разным местам, о которых нам за неимением источников ничего не известно, но всё это время она оставалась относительно целой и невредимой. В 1246 г. она обнаружилась в сокровищнице аббатства Сэн-Сэрнин в Тулузе, во Франции. Позднее в 1533 г. король Франциск I купил её и привез в Париж, но вскоре ок. 1590 г. она пропала. Через некоторое время её продали за 12000 золотых монет императору «Священной Римской империи» Рудольфу II. В XVII в. немцы оправили её золотом. Видимо, это было связано с тем, что гемма была повреждена, отломалась её верхняя часть и пропала по крайней мере одна фигурка, возможно, это случилось ещё до того, как её купил Рудольф II, но точно до 1700 г. Сейчас она находится в Музее истории искусств в Вене.


Gemma Augustea


О персонажах геммы и об интерпретации изображенных на ней сцен

Верхний ряд

Фигура на троне (№ 1) — Цезарь Август (Октавий), хотя некоторые предполагают, что это может быть какой-то более поздний римский император. Персонажа под № 3 идентифицировать легко, так как он обладает такими характеристиками, каких нет больше ни у кого другого. Эта женщина — богиня Ойкумена, персонификация обитаемого мира. Под обитаемым или цивилизованным миром понимается или территория ранней Римской Империи, или, что более вероятно, — весь античный мир, который когда-то подчинил себе Александр Македонский. На голове у неё стенной венок (corona muralis) и вуаль. Она венчает персонажа под № 1 гражданским венком (corona civica) из дубовых листьев — им награждали тех, кто спас жизнь римского гражданина. Однако в нашем случае она символизирует, что награждаемый спас жизни множества римских граждан.

Вероятно, персонажи под № 5 и № 6 тесно связаны друг с другом. Персонаж под № 5 — это Океан или Нептун, часто отмечается, что он в данном случае наряду с персонажами под № 4 и № 7 уравновешивает композицию, а также выступает в качестве важного наблюдателя за всем происходящим, так как представляет собой водное царство. У его ног облокотилась на трон или богиня Гея, или персонификация Италии. Ученые, который считают, что это Гея, приводят в качестве своих аргументов то, что она держит рог изобилия, а дети рядом с ней, вероятно, олицетворяют времена года. Может показаться странным, что Гея держит рог изобилия, когда вроде бы сам по себе рог ничего не производит. Это и используют в качестве контраргумента те, кто считает, что это не Гея, а Италия, но тогда это означает, что в тот период страна была охвачена голодом. Кроме того, эта женщина носит буллу (bulla), медальон на шее, который вряд ли бы стала носить Гея. В любом случае дети олицетворяют собой времена года — вероятно, лето и осень, так как один из них держит в руках колосья.

№ 10 обозначен орел Юпитера. Это может означать, что персонаж под № 1 играет роль Юпитера. Рядом с персонажем под № 1 сидит богиня Рома. На голове у неё — шлем, в правой руке она держит копье, а левая рука слегка касается рукоятки меча; возможно, это означает, что Рома всегда находится на грани войны и всегда готова вступить в бой. Она попирает ногами доспехи побеждённого врага и с любовью смотрит на персонажа под № 1. Хотя вопрос идентификации последнего остаётся спорным, нередко отмечается тот факт, что Рома здесь сильно напоминает жену Августа Ливию, с которой тот прожил вместе многие годы. Она не только была его женой, её сыном от предыдущего брака был тот, кого иногда считают первым римским императором — Тиберий. Если вернуться к вопросу о времени создания геммы, то интересно отметить, что до Адриана Роме в самом Риме не поклонялись. Таким образом, вероятно, её сделали для кого-то из живших в провинции друзей Августа.

Персонаж под № 4 — богиня Виктория, управляющая колесницей, с которой спускается персонаж под № 7. Очевидно, богиня одержала победу, но вряд ли приехала её праздновать, она нетерпеливо подгоняет персонажа под № 7 выступить в новый поход. Что касается Виктории и колесницы, важно отметить историческое значение последней, равно как и находящихся рядом лошадей. Две небольшие лошади рядом запряжены в колесницу, в то время как лошадь сбоку к колеснице отношения не имеет и, вероятно принадлежит персонажу под № 8. В древности колесницу победителя везла четверка лошадей, т.н. квадрига (quadriga), но на гемме изображены только две лошади, т. н. бига (bigae). Это может означать, что персонаж под № 7 триумфатором считать нельзя.

Нижний ряд

Персонажей с нижнего ряда идентифицировать сложнее. Некоторые даже считают, что все они в принципе анонимны. А их оппоненты настаивают на том, что их идентифицировать можно и все они играют важную роль. Мужчина и женщина слева, обозначенные № 11, — это либо кельты, либо германцы, на что указывает их свирепый вид. Они изображены как военнопленные, символизирующие одержанную римлянами победу. Руки мужчины связаны за спиной, и, видимо, его вместе с женщиной хотят привязать к трофею. № 19 отмечен тропайон (tropaion) или трофей, который ставился после одержанной в битве победы, обычно ещё во время сражения, когда его результат был уже очевиден. Трофей здесь сделан из дерева и по своему виду напоминает торс человека. На него насажены доспехи, а сверху помещен шлем. На изображении трофей ставят в вертикальном положении четверо юношей. О персонаже под № 18 немногое известно, но по шлему на его голове можно предположить, что это македонский солдат фракийского царя Реметалка, помогавшего Тиберию в Паннонии. Персонажа под № 15 часто называют персонификацией Марса, по доспехам и развевающемуся плащу. Хотя кажется, что персонажи № 16 и № 17 — менее значимы, они похожи друг на друга и, возможно, олицетворяют собой созвездие Близнецов. Понять его значение нелегко, но, возможно, здесь содержится какая-то подсказка, позволяющая раскрыть тайну личности персонажа под № 8, стоящего над Близнецами в верхнем ряду геммы. А о двух следующих номерах известно много больше. № 20 отмечен щит, украшенный изображением большого скорпиона. Тиберий родился в ноябре и, возможно, этот символ связан с датой его рождения. № 9 обозначен Козерог, любимый знак Августа. Хотя по дате рождения Август должен был бы выбрать знак декабря, он считал, что его знаком является Козерог. Не вполне ясна роль не только Козерога, но так же солнца или луны, где помещен этот знак. Древние считали эти небесные тела планетами, которые давали созвездию полную силу. Близнецы и скорпион напрямую не связаны с планетами, в отличие от Марса (№ 15) и персонажа под № 13, которого часто отождествляют с Дианой, а Диану древние ассоциировали с луной. Таким образом, несомненно, что на гемме представлены как минимум три основных зодиакальных знака.

Персонаж под № 13 — вероятно, Диана, хоте некоторые думают, что это просто солдат вспомогательных войск, как и персонаж под № 14. В левой руке у Дианы — копья, а правая рука, кажется, просто дотрагивается до головы мужчины, который вместе с женщиной объединен под № 12, а не держит его за волосы вопреки расхожему мнению. Другие отличительные черты Дианы — пышные волосы, повязка на голове и охотничья одежда. Персонаж под № 14 тоже может быть солдатом вспомогательных войск, но, скорее всего, это Меркурий (Гермес), что видно по характерной шляпе с широкими полями. Вероятно, Меркурий тащит за волосы женщину из группы под № 12 к возводимому солдатами трофею. Изображение сложнее, чем кажется. Согласно многим трактовкам, ауксилиарии (auxiliaries) тащат пленников-варваров к их соплеменникам, чтобы привязать к трофею. Однако по некоторым признакам можно прийти к выводу, что это совершенно не так. Во-первых, человек на коленях просит пощады у Дианы, и она действительно смотрит прямо на него. На шее у него торква (torque), украшение в форме кольца, которое носили высокопоставленные кельты и иногда германцы. По-видимому, важным моментом является то, что Диана стоит спиной к зрителю и ко всей композиции. Кроме неё в таком положении больше не стоит никто, и, возможно, замысел создателя геммы заключался в том, чтобы показать тем самым контраст между празднованием одержанной в бою победы и тем, что Диана щадит молящих о пощаде. Поскольку мужчина — вождь вражеского племени, в этой части композиции заключен довольно эффектный элемент пропаганды, ведь он молит о пощаде богиню, поддерживающую Рим. Возможно, Меркурий на самом деле не тащит женщину, чтобы привязать к трофею, но ведет её к Диане, чтобы она точно так же, как и мужчина, просила на коленях о пощаде. Женщина показывает знак перемирия, кладя свою руку на грудь. Возможно, Диана и Меркурий защищают этих людей, давая побежденным возможность спасти себе жизнь. Так или иначе, пара под № 12 не выглядит так же обреченно, как пара под № 11. Они как бы с одной стороны уравновешивают композицию, а с другой стороны противопоставлены друг другу, так как одним предназначено быть привязанными к трофею, а другим предоставляется шанс спастись.
 

Об изображении в целом

События на верхнем и нижнем ряду разворачиваются в разном временном диапазоне, но одно из них является следствием другого. Нижнее изображение посвящено событиям, происходившим на северной границе Империи, после того, как римляне одержали победу в битве и стали возводить трофей. Военнопленные скорбно ожидают своей участи и молят богов о пощаде. Победа на поле боя с нижнего изображения предшествует триумфу на верхнем изображении.

На верхнем изображении представлена аллегория, соединяющая в себе реальные исторические факты, имперское величие и мир богов. Несомненно то, что изображение Августа специально поместили под знаком зодиака, который он считал знаком своего рождения, а сидящий рядом с ним орел показывает, что он олицетворяет собой Юпитера. С именем Августа связано окончание долгих лет гражданских раздоров в Римском государстве, и поэтому он имеет право вечно носить дубовый венок. В правой руке у него — литуус (lituus), жезл авгура, с помощью которого он читает небесные предзнаменования и объявляет праведные войны. На него смотрит Рома, которая олицетворяет собой все то, что он объединил и спас от ужаса гражданской войны. Он сидит рядом с Ромой как равный, это означает, что он тоже бог. Его ноги попирают вражеские доспехи, что может символизировать недавнюю победу над варварами или служить намеком на версию происхождение рода Юлиев от Марса через братьев Ромула и Рема. Изображение Августа — реальный портрет исторического лица (это видно по контуру его глаз), как и персонажи под № 7 (Тиберий) и № 8 (Друз или Германик).

Усыновленный Августом племянник Тиберий, незадолго до того участвовавший в военных действиях на севере Империи, ненадолго вернулся, а Виктория нетерпеливо призывает его продолжить сражаться, чтобы снискать триумф.

Однако с ролью этого персонажа не все понятно. Его колесница — это не триумфальная колесница. Было бы необычно выводить для триумфа колесницу с двумя лошадьми. Кроме того, Тиберий одет в тогу. Тога является символом учтивости и мира, а не войны. Возможно, он собирается вместе с Августом участвовать в гаданиях. Тиберий сходит с колесницы и из почтения к Августу посвящает ему свою победу и отдает ему право провести триумф. Если такая интерпретация верна, то персонаж под № 8 — это либо Друз, либо Германик. Вероятно, к этому времени Друз уже умер от ран, полученных им при падении с лошади. В память о Друзе его изображение могли включить в композицию: если приглядеться, на него с добротой смотрят почти все остальные персонажи. В пользу Друза говорит то, что, во-первых, этот персонаж одет в военную одежду, а его шлем, вероятно, лежит рядом под колесницей, во-вторых, он отнюдь не случайно стоит рядом с конем. Кроме того, в композиции фигурируют три созвездия, связанные с тремя персонажами. К Друзу относятся Близнецы, хотя эта связь и завуалирована. Если Друз изображён здесь живым, гемма должна была бы быть сделана в одно время с открытием Алтаря мира (Ara Pacis) и Алтаря Августа, где-то перед 9 г. до н. э., в год смерти Друза.

Кто-то считает, что персонаж под № 8 — это Германик, сын Друза. Если гемму сделали в 12 г. н. э., и здесь содержится намек на триумф, который справлял Тиберий в честь своих побед над германцами и паннонцами, или побед в каких-то более поздних войнах, довольно логично предположить, что юный Германик, родившийся в 13 г. до н. э., через несколько лет после смерти отца стал достаточно зрел для того, чтобы носить доспехи и участвовать в военных действиях. Август и другие смотрят на него с какой-то особенной добротой. Точка в этом споре не поставлена.

«Гемма Августа» — одно из великолепнейших произведений искуства и в её основу положен драматизм композиций эллинистического периода. Такой утонченный стиль резьбы чаще встречается в работах, относящихся к поздним годам Августа и к началу правления Тиберия, но, по-видимому, создана гемма была всё же при Августе. Август в образе Юпитера предстает перед нами в «Одах» Горация, который связывает с ним надежды на будущие победы римлян:


 

© 1996 White Star S.r.l.

© 2004 Фото, текст: Либерати А.М. Древний Рим: История цивилизации, которая правила миром. /

А.М. Либерати, Ф. Бурбон; пер. с англ. К. Панас. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004, с. 46.
Photo: Archivio IGDA

Оригинал на сайте http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1326.